Контактор (лат. contāctor «соприкасатель») — двухпозиционный электромагнитный аппарат, кторый используется для частых дистанционных включений и выключений силовых электрических цепей в нормальном режиме работы.
Более обширно используются одно- и двухполюсные контакторы неизменного тока и трёхполюсные контакторы переменного тока. К контакторам из-за множества коммутаций (количество циклов подключения-выключения для контакторов различной группы меняется от 30 по 3600 в час) предъявляются завышенные требования по механической и электрической износостойкости. Контакторы КТ как постоянного, так и переменного тока содержат: электромагнитную систему, контактную систему, состоящую из подвижных и неподвижных, контактов, дугогасительную систему, систему блок-контактов (вспомогательные контакты, переключающие цепи сигнализации и управления при работе контакторов). В отличие от автоматических выключателей контакторы могут коммутировать только номинальные токи, они не предназначены для отключения токов короткого замыкания.
Управление контактором КТ 6023Б осуществляется средством вспомогательной цепи оперативного тока, проходящего по катушке контактора, напряжением 24, 42, 110/127, 220 либо 380 вольт. Для безопасности производства при обслуживании контактора, размер оперативного тока должна быть значительно ниже величины рабочего тока в коммутируемых цепях. Контактор не имеет механических средств для удержания контактов при включенном положении, при отсутствии управляющего напряжения на катушке контактора он размыкает собственные контакты. Чтобы удержать контакты в рабочем расположении используется методика «самоподхвата» с внедрением пары нормально-открытых контактов либо постоянно имеющийся потенциал, к примеру напряжение с выхода ПЛК.
Обычно, контакторы применяются для коммутации электрических цепей промышленного тока при напряжении до 660 В и токах до 1 600 А. Для использования в качестве контактора могут применяться управляющие реле, имеющие нормально-открытые пары контактов.
Контакторы КТ – основные области применения: управление мощными электродвигателями (например, на тяговом подвижном составе - электровозах, тепловозах, электропоездах, трамвайных и троллейбусных вагонах, на лифтах), коммутация цепей компенсации реактивной мощности, коммутация больших постоянных токов.